Драгале́вский монастырь («Св. Богородица Витошская»), жен., в честь Успения Пресв. Богородицы Софийской епархии Болгарской Православной Церкви. Входит в т. н. группу болг. мон-рей «Софийская Малая Св. гора». Находится в бывш. с. Драгалевци (ныне в черте Софии). По преданию, основан ок. 1345 г. при болг. царе Иоанне Александре. Впервые письменно упоминается в т. н. «Витошкой златопечатной грамоте» болг. царя Иоанна Шишмана (1371-1393). Вскоре после основания стал большой обителью и назывался «царским монастырем». При завоевании Софии в 1382 г. османами мон-рь не пострадал, но монахи покинули его. Надпись над входом в притвор сообщает, что мон-рь был обновлен; в 1476 г. церковь была расписана на средства софийского боярина Радослава Мавра. В ХVII в. повторно расписали центральную часть храма. В обители действовал скрипторий: поп Никола в 1469 г. переписал Евангелие; в 1534 г. неизвестный мастер переписал т. н. Драгалевское Евангелие, украшенное в 1648 г. серебряным окладом; в 1598 г. братья Даниил, Стоян и Владко переписали и иллюминировали Псалтирь, к-рая позднее была перенесена в Иверский мон-рь на Афоне. В период османского владычества при мон-ре действовало келейное уч-ще.
Во 2-й пол. XIX в. братия мон-ря принимала активное участие в освободительной борьбе: игум. Геннадий был близким другом болг. революционера В. Левского, часто предоставлял ему убежище в обители и помогал в организации комитетов в Софийском окр. Из-за преследований османскими властями игум. Геннадий был вынужден бежать в Сербию, его преемник о. Игнатий (с 1873) возобновил работу освободительного комитета в Софии. При игум. Игнатии были построены жилые здания, мон-рь имел ок. 20 дка пашни, ок. 10 дка лугов, 60 голов крупного рогатого скота и ок. 500 коз.
В наст. время в мон-ре расположена резиденция Болгарского Патриарха. В обители проживают 2 насельницы.
Церковь мон-ря - бескупольное однонефное одноапсидное строение (5×12 м) с небольшим притвором. В 1932 г. к ней был пристроен с юж. стороны полностью идентичный объем, имитирующий средневек. кладку, и открытая галерея. В наст. время обе части составляют единое целое и перекрыты общей 2-скатной кровлей.
От первоначальных росписей в наосе сохранились лишь фрагменты сцен «Суд Пилата», «Иуда возвращает сребреники», «Отречение Петра», образы св. Романа Сладкопевца, св. Петра и др.; на зап. стене притвора - «Гостеприимство Авраама», «Жертвоприношение Авраама», «Прор. Илия, питаемый вороном», уникальная сцена «Возвращение монаха из стен монастыря в грешный мир для борьбы с искушениями»; портреты ктиторов Мавра и Вида (на сев. стене), Стахна и Николая Грамматика (на зап. стене). На своде, вост., сев. и юж. стенах находится композиция «Страшный Суд». В изображении ликов праведников художник акцентировал черты болг. народных типов. Зап. фасад церкви позднее был украшен образом Пресв. Богородицы, покровительницы мон-ря, и изображениями наиболее почитаемых святых воинов - вмч. Георгия, Димитрия и Меркурия. В XVII в. на сев. стене церкви появились образы святых правосл. Востока, среди к-рых болг. святые Иоанн Рильский и Параскева (Петка) Тырновская.